|
|
От
|
Katz
|
|
|
К
|
All
|
|
|
Дата
|
30.08.2006 09:21:12
|
|
|
Рубрики
|
1936-1945 гг.;
|
|
Загадка или просто ветерану показалось?
Загадка самолета со свастикой
Владимир МАНОВ, ветеран Великой Отечественной войны
Весной 1943 года наша одиннадцатая артдивизия РГК (Резерв главного командования) по железной дороге из-под Сталинграда прибыла в Украину. Выгрузились мы под Купянском Харьковской области. И сразу тремя артполками дивизия включилась в начавшееся здесь наступление наших войск на Харьков.
Увы! Наступление быстро захлебнулось, сменившись хаотичным отступлением до Се-верского Донца. По приказу командования дивизия тремя полками заняла позиции по восточному берегу реки напротив города Чугуева (через реку), занятого немцами.
С нашей стороны к реке примыкало огромное поле, поросшее разнотравьем. Посреди этого поля на высотке за окопами передовой линии ночью вышли и оборудовали наблюдательный пункт (НП) штаба дивизии.
Следующей ночью вырыли 400-метровую траншею в рост человека, соединившую НП с небольшой лесной опушкой, в которой был вырыт основной блиндаж с тройным накатом бревен.
Все делали скрытно от вражеского наблюдения. Но длинная зигзагами траншея, на всем своем протяжении не прикрытая ни единым кустиком, была, конечно, хорошо видна сверху.
Обычно при землеустроительных или каких-либо других работах, а также при скоплении войск или бронетехники над этими объектами появлялся вражеский двухфюзеляжный самолет-разведчик «Фокке-Вульф-189». Мы его называли «Рамой». После него всегда следовали налет бомбардировочной авиации или артобстрел.
Наши же НП и траншея, видимо, так хорошо просматривались гитлеровцами, находившимися в Чугуеве, что им не понадобилась и аэрофотосъемка этих объектов. «Рама» не появилась. Но фашистские самолеты все же прилетели. Это были два «мессершмитта». Летали они на небольшой высоте. На их черно-желтых плоскостях и фюзеляжах хорошо были видны кресты.
Мы, конечно, окрыли по воздушным стервятникам огонь из стрелкового оружия. Но они не отстреливались. Сделали круг над полем. Один «мессершмитт» стал снижаться и сел. Другой набрал высоту и улетел.
«Сби-и-ли!» - закричали некоторые из бойцов. И все, кто при этом был, побежали к самолету. Летчика - живого и невредимого - мы нашли в густой траве рядом с самолетом. По команде подбежавших он встал, подняв руки.
Наиболее проворные бойцы сразу же начали немца усердно обыскивать. Его «парабеллум», наручные часы, некоторые другие вещи перекочевали в их карманы. О пленном доложили штабному офицеру. После непродолжительного допроса, который проходил в блиндаже без нас, штабной офицер приказал немедленно вернуть летчику все отобранное у него при обыске.
И вскоре на «Виллисе» немца увезли в штаб дивизии. По оставленному самолету гитлеровцы открывали минометный огонь, и он сгорел. Досталось и наблюдательному пункту, который пришлось ремонтировать.
Что это был за летчик, нам так и не объяснили. И тем самым дали волю солдатским домыслам и фантазии. Одни высказывали предположение, что это советский разведчик. Тем более что в штабе дивизии его сразу отвели в особый отдел (смерш). Другие уверяли, что это просто перешедший на нашу сторону фриц, разуверившийся в гитлеровских планах. Были и другие предположения. И каждое из них вполне могло быть реальным. Действительность, порой, превосходила самою смелую фантазию. Ведь вырвался же из немецкого концлагеря на фашистском же самолете «Хейниель-111». советский летчик М.П.Девятаев со своими товарищами! Но об этом мы тогда еще не знали.