От Claus Ответить на сообщение
К All
Дата 31.07.2006 18:07:31 Найти в дереве
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

И-180 М-87/88 и И-180 М-62/63

Есть предложение оценить возможность и перспективность постройки в 1939м году истребителя И-180 М-62.

Собственно речь идет про приказ Кагановича:
«16 августа 1938 г. нарком оборонной промышленности М.М.Каганович издал приказ:
«Придавая исключительное значение быстрейшему выпуску опытных самолетов И-180 конструкции тов. Поликарпова, приказываю:
1. Закончить постройку самолета И-180 с мотором М-88 к 20/Х-с.г. и самолета И-180 с мотором М-62 - к 10/Х1-с.г.
2. Директору завода № 156 т. Усачеву и техническому директору завода № 156 т. Поликарпову работы вести при обязательном обеспечении окончания постройки самолетов И-180 в указанные сроки...»

И про письмо Поликарпова:
«4 сентября 1938 г. Н.Н.П. направил письмо начальнику Первого главного управления НКОП Беляйкину следующего содержания:
«Прошу Вашего ходатайства перед Народным комиссаром Оборонной промышленности о разрешении установки на 2-й экземпляр самолета И-180 мотора М-88 взамен намеченного приказом № 33/с от 16/17 ав¬густа НКОП мотора М-62 на основании следующих со¬ображений: самолет И-180 является развитием самолета И-16 под мотор - двухрядную звезду, что повлекло за собой утяжеление конструкции примерно на 60 кг. В аэ¬родинамическом отношении самолеты И-180 и И-16 одинаковы и поэтому первый, как более тяжелый, будет иметь более низкие полетные данные при одном и том же моторе. Мотор М-62 легко устанавливается на серий¬ный самолет И-16.
Кроме того, установка мотора М-88 даст нам возможность поставить на 2-й самолет тяжелые пулеметы».
Нельзя сказать, что руководство наркомата полностью убедили доводы Поликарпова. Вопрос оставили открытым до завершения постройки и испытаний первого экземпляра И-180»


Предлагается оценить, насколько прав или неправ был ННП отказываясь от движка М-62.

Очень странно у ННП выглядит следующая фраза: «В аэродинамическом отношении самолеты И-180 и И-16 одинаковы» - вроде бы это не совсем так. Или даже скорее совсем не так. И соответственно, что с М-88, что с М-62 И-180 должен иметь лучшие ТТХ, по сравнению с И-16.

Предлагается сравнить с возможный И-180 М-62 с И-180-2 М-87А, поскольку у последнего был двигатель наиболее близкий по мощности.

1) Габариты двигателей – у М-87 диаметр меньше на 10 см. Т.е. мидель будет чуть меньше, но разница все таки не очень большая.
2) Вес двигателей: М-62 примерно на 120 кг легче. Плюс с учетом меньшего веса наверное можно будет слегка облегчить конструкцию самолета и немного укоротить крыло, что даст некоторую прибавку в скорости.
3) Мощности:
как ни странно, но взлетная у М-62 даже больше 1000лс против 950лс у М-87
на высоте все наоборот у М-87 950лс/4250м против 800 лс/4000м у М-62.
4) Удельные характеристики (считаем, что вес самолетов отличается на 120 кг, т.е. не учитываем возможного облегчения конструкции и уменьшения площади крыла):
И-180-2 М-87.
Взлетный вес: 2175 кг.
Нагрузка на мощность (у земли и на высоте 4 км) 2175/950= 2.29 кг/лс
Нагрузка на крыло: 2175/16.11 = 135 кг/лс


И-180 М-62
Взлетный вес: 2055 кг.
Нагрузка на мощность (у земли) 2055/1000= 2.06 кг/лс
Нагрузка на мощность (на высоте 4км) 2055/800= 2.57 кг/лс
Нагрузка на крыло: 1830/16.11 = 128 кг/лс

Для сравнения И-16 тип 18 (М-62)
Взлетный вес: 1830 кг.
Нагрузка на мощность (у земли) 1830/1000= 1.83 кг/лс
Нагрузка на мощность (на высоте 4км) 1830/800= 2.29 кг/лс
Нагрузка на крыло: 1830/14.54 = 126 кг/лс


Т.е. получается следующее:
По удельным характеристикам И-180 М-87 был практически на уровне И-16 М-62, разве что горизонтальная маневренность была похуже.
И-180 М-62 у земли, на взлетной мощности был бы даже лучше чем И-180 М-87. На высоте, по нагрузке на мощность, несколько хуже, но примерно на уровне И-26.
По скорости у земли И-180 М-62 скорее всего был бы не хуже чем И-180 М-87 (на взлетной мощности).
По скорости на высоте был бы на 20-30 км/ч похуже, т.е. 510-520 км/ч на 4 км.

Но в целом это вроде достаточно терпимые для 1939-40 года ТТХ, скорость на уровне F4F или Харрикейна, при намного лучших удельных характеристиках.

Плюс надо учесть, что при двигателе М-62 можно вполне подрезать крыло , уменьшив размах крыльев на метр, за счет этого сократить вес и немного выйграть в скорости и удельных характеристиках.

Ну и надо учесть, что уже в 1939 году на И-180 можно было поставить М-63, а это, при том же весе, прирост в мощности на 100 лс.

С ним мы получим следующее:
И-180 М-63
Взлетный вес: 2055 кг.
Нагрузка на мощность (у земли) 2055/1100= 1.87 кг/лс
Нагрузка на мощность (на высоте 4км) 2055/900= 2.28 кг/лс
Нагрузка на крыло: 1830/16.11 = 128 кг/лс

Т.е. у И-180 М-63 удельные характеристики получаются даже чуть лучше, чем у И-180 М-87. Скорости тоже должны быть очень близкие. И главное М-62/63 это двигатель реальный для серии в 1939/40 году.

И соответственно в 1940м году мы вполне могли бы иметь примерно 1500 И-180 М-62/63, вместо И-16.



В общем, похоже Поликарпов сильно ошибся сделав ставку на перспективный мотор и отмахнувшись от резервного варианта.