От igorGri Ответить на сообщение
К Андрей Платонов
Дата 11.05.2006 07:27:50 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Склоняюсь к мнению что "Истребительная программа-41"была не нужна

Думаю все же, что СССР готовился не к оборонительным, а к наступательным действиям. Поэтому развивалось все в комплексе, но надо посмотреть, по бомбардировщикам тоже не хило выходит. Тот же Су-2, который не смог эффективно применяться в условиях полного господства Люфтваффе.
А почему вы думаете что программа не шла? Шло повсеместное наращивание сил всеми возможными способами, но упор на оборону не ставился, поэтому истребители в больших количествах были не востребованы.
Вот другое дело, что подготовка истребителей с учетом боевого опыта Испании, Китая, Финляндии шла из рук вон плохо. В мемуарах то и дело читаешь, что летчик учился непосредственно по опыту ветерана, т.е. сверху установки не спускались. Не нашлось к сожалению у нас Мельдерса, который смог бы протащить новую тактику через все бюрократические препоны. Не следует забывать и репрессии, отрицательно сказавшиеся инциативности личного состава, на аварийнобоязни...
Запущено было моторостроение, практически все истребители не были предоставлены в срок из-за проблем с моторной группой. Вспомните, сколько ВК-107 доводили, и какие Як-3 с ним выпускались, а ведь истребители с М-107 стояли в планах 40-го года.
С пушками тоже проблемы были - тот же ШВАК в 1940 году даже не рекомендавался к установке на самолет, рекомендовали ставить МП-6.
Немного в сторону, Лоза в "Танкист на 'иномарке'" вспоминает то, что американские снаряды не детонировали из-за высокой степени очистки пороха. Т.е. у нас были проблемы и с химической промышленностью, (а скорее всего жертвовали качеством в обмен на массовость и скорость производства). Дополнением к этому нужно привести пример с дельта-древесиной, для производства которой часть компанентов закупалась за рубежом. А это ЛаГГ-3 и последующие Ла-5...

Выводы:
1. Программа наращивания выпуска новой техники шла полным ходом.
2. Упор на истребители не ставился из-за концепции будущей войны.
3. Закрытие мелких КБ давало концентрацию усилий на основных типах самолетов.
4. Новые типы самолетов не были освоены личным составом боевых частей из-за отсутствия методик обучения.
5. Выпущенные новые типы самолетов имели многочисленные недоработки, которые устранялись на местах, или в следующих сериях.
6. Основное количество самолетов было потеряно из-за неожиданного нападения, отсутствия маскировки и рассредоточения, отличного знания немцами мест базирования авиации РККА, отсутствия у большенства л/с боевого опыта, устаревшей тактики ведения боевых действий, отсутствия эффективной связи, отсутствия человека, который бы не побоялся взять ответственность на себя.