> Как записывались сокращенные обозначения самолётов у японцев: каной, иероглифами? И так, и так.
В армейской авиации – каной «ки» (т.е. «самолет»), далее номер арабскими цифрами, далее собственное имя иероглифами (ки27, ки61, ки45 и пр.). Через тире римскими могли давать еще и базовые варианты (ки61-I, например).
В морской авиации – «тип» иероглифами, затем 1-2 арабских цифры, либо название иероглифами, в конце модификация (1-2 арабских цифры).
Латинские наименования существовали совершенно официально (на идентификационной табличке на борту так и писалось – А6М2, например). На Q (и тем более L) внимания не обращайте – они их воспринимали, как мы кану или иероглифы.
Но в документах армии и флота обычно использовали соответственно «ки» (на всякий случай – это две параллельные палочки, косо перечеркнутые третьей) и «тип» либо «официальные личные имена» иероглифами («Торю», «Гинга» и пр.).
Все вышеизложенное касается только коротких обозначений.