Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.; 1945-1991;
81 ДБАП
Когда на улицах Мариуполя показались мотоциклисты, бронетранспортеры и танки Клейста, еще продолжалось городское совещание партийного и хозяйственного актива, на котором решались вопросы эвакуации предприятий. Работники завода
имени Ильича Ф.А. Попов, В.В. Василенко, И.К. Доментович и Ф.А. Лозин успели взорвать нефтехранилище с 450 тысячами тонн нефти и насосную станцию, а Петр Павлович Галани и Александр Сергеевич Сташевский выпустили из резервуара 10 тысяч тонн мазута в районе ТЭЦ завода имени Ильича. Галани и Сташевский были расстреляны 4 ноября 1941 года. Мариупольский истребительный батальон под командованием Скорика отступил из города в направлении Ростова - через завод «Азовсталь».
До оккупации в Мариуполе располагался штаб 50-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Самолеты дивизии базировались на аэродромах Мариуполя, Володарского, Безыменного и Буденновки. 8 октября 1941 года стал вопрос о
немедленной эвакуации материальной части и личного состава штаба авиадивизии.
Когда командир тихоходного, устаревшего, со слабым вооружением тяжелого бомбардировщика «ТБ-3» капитан Николай Семенович Гусаров приземлился в Буденновке, оказалось, что на аэродроме собрались два штаба - 50-й авиадивизии и
81-го авиаполка этой же дивизии. Эвакуировать их на одном самолете не представлялось возможным. Наступала темнота. Надо было принимать решение. Оставлять людей врагу нельзя. Приказав всем отойти от самолета, капитан Гусаров слил из него шесть тонн горючего на землю и дал команду грузиться в самолет.
Риск был огромный, но отважный летчик имел большой летный опыт и надеялся на него. Через полтора часа, уже в полной темноте, самолет сел на ростовском аэродроме. Только тогда посчитали, сколько человек перевезли на борту. Оказалось, 105 пассажиров, 8 членов экипажа и 3 тонны документов. Подобных
полетов не было. Это был настоящий рекорд.
В. Зиновьева.
Поистории полка была статья в АиК.