От Tanin Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 20.07.2005 02:36:02 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

Еще о лучших в мире суперистребителях


Как то не так давно я высказал на форуме мнение что последние советские истребители военного времени ЯК-3,9у и ЛА-7 не имели реальной боевой ценности и не сыграли заметной роли на фронтах, потому что появились очень поздно и имели массу конструктивно-производственных дефектов, а всю основную работу сделали их предшественники а так-же ленд-лизовские истребители.

Но на меня тут же спустили всех полосатых собак мол поливаю я грязью отечественную технику и замечательных советских авиаконструкторов.

Ну что-ж урок пощел впрок и я понял что свое мнение лучше припрятывать где-то в груде чужих мнений.

Надергал вот давеча цитаток из книги С Грибанова "Хроника времен Василия Сталина"
Многовато, потому разместил отдельно:

http://www.zaz965.nm.ru/gribanov.htm

О как достается бедолагам. И не мудрено. 32-й ГвИАП летает на ЛА-5 летом при температуре"на борту" в 50-60 градусов. Пот глаза застилает, где уж там в прицел смотреть. А где пот и грязь, там и вши...
А оружейникам в попытках "выправить прицел" даже поесть некогда

Не знаю в каком полку была эскадрилья Шульженко, но точно не на "старых"ЯКах. Назначенный ресурс ВК-105ПФ был на уровне 120-150 часов так что паники при налете в 90 часов еще не должно быть.

Кстати вспомнил. Про 60-часовый достигаемый ресурс М-82ФН есть все в той-же самой упоминавшейся ниже статье "Битва над Ясскам"
Но комментс. как говорится.
Это были цитаты, так сказать насчет качества.

Хорошие самолеты, ничего не скажешь. Вот только подняться в воздух не могут :)

А вот теперь насчет того, куда можно долететь, поднявшись. Насчет дальности.

Цитирую из мемуаров С.А Красовского:

…«232-я и 8-я гвардейская истребительные дивизии вооруженные самолетами ЛА-5 и ЛА-7, негласно соревновались в выполнении штурмовых задач. Истребительная авиация старалась не отставать от сухопутных войск. Иначе могла случится задержка, а то и срыв наступления. Как только на освобожденной танкистами территории удавалось подобрать площадку для аэродрома, ее немедленно ровняли, укатывали, используя танки и тут-же сажали истребителей. Самолеты ЛА-5 и ЛА-7 зачастую перебазировались раньше, чем части вооруженные «яками» и «кобрами»…
(С.А. Красовский. «Жизнь в авиации» . Беларусь. Мн. 1976г. стр. 259)

В той же книге Грибанова приводятся два примера из боевой работы 3-й ГвИАД, когда дивизия перелетала на передовые аэродромы и тут же сталкивалась с необходимостью отражать массированные контратаки наземных войск противника при поддержке артиллерии и танков! Случаи эти произошли на аэродроме Лошица под Минском (Ныне аэропорт Минск-1), а впоследствии на аэродроме под Шауляем. Чего это они так вперед лезли, Гитлера сами голыми руками задушить хотели?

Вот объясните мне дуралею, чего это ЯКи и «Кобры» такие тормоза, а Лавки наборот ушлые ребята, прямо передовики-стахановцы какие-то?
Да все проще пареной репы. Не от хорошей жизни. Расход топлива больше литра на километр, да плюс неотрегулированные топливные системы "свежеизобретенного вспрыска" и летчики не умеющие грамотно эксплуатировать винт и двигатель вот и не вылетывает ЛА даже своей маленький паспортный радиус. А наступающие войска защищать надобно. Хорошо бы было базироватся в тылу врага…:)

Вот и еще цитатка напоследок уже из литературного наследия великого А. Покрышкина («Крылья Истребителя)»:

...."Оба эти(ЯК и ЛА) и другие новые советские самолёты — штурмовики и бомбардировщики — я увидел, ещё не долетев до авиационного завода, на который у меня была командировка. Чтобы заправиться горючим, по дороге с фронта мы приземлились на обычном трассовом аэродроме. Этот аэродром был как бы последним этапом того пути, который проходит воздушное оружие от чертёжной доски конструктора через аэродинамические трубы, цеха заводов, серии испытаний и проверок, до первого боевого полёта. Меня поразило обилие самолётов. Вокруг огромного лётного поля, в несколько рядов, стояли машины различных назначений. Здесь были сотни новеньких, ещё пахнувших заводской краской штурмовиков и бомбардировщиков. Вытянувшись строгими линиями, стояли красивые по осанке, только что сошедшие с заводских конвейеров истребители. Лётчики, перелетавшие на этих машинах на фронт, спорили, кому следует дать раньше старт. Всем хотелось как можно скорее достичь своих полевых площадок и там опробовать в бою новое оружие. Машины явно нравились лётчикам, и каждый хвалил качества именно своего самолёта.
— Что ваши остроносые! — горячо говорил один из них. — Вот в нашей эскадрилье самолёты — это да! Чуть тронешь на себя ручку — в небе тает.
Собеседник, видимо, более медлительный по натуре человек, подумав, ответил:
— Попробуем. Глазом не моргнешь, как на втором вираже в хвост встану…"

Да уж
Картинка вырисовывается поразительная. Парадоксальная.

С одной стороны на фронте в сложнейших условиях воюют боевые летчики.
Недостаток запчастей и ресурса, крайняя изношенность матчасти, новые поступающие самолеты то-же с дефектами, летчики все время хоть немного но недоучены, бои до чуть ли не до середины 1944 года происходят в численном меньщинстве, с другой стороны промышленность выдает на гора тысячи самолетов новых и новейших типов в таких количествах, что после августа 45 года их приходится давить тракторами, летчиков то-же избыток, но на фронт они попасть не могут или из-за недоведенности-недоиспытанности получаемой техники, или просто из-за недостатка соответствуюших материально-технических ресурсов или даже из за затора в системе трансортировки матчасти и перелета переформированных полков.

Причины?

Да то-же самому и говорить не надо.

Все уже давно сказано автортетнейшим в советской авиации человеком Михаилом Михайловичем Громовым:

http://www.zaz965.nm.ru/gromov.htm