От igorGri Ответить на сообщение
К Dyakov
Дата 21.02.2005 23:53:43 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

Читайте классиков...

Пырьев Е. Резниченко С. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг. М Редакционно-издательский центр Генерального штаба Вооруженных Сил РФ 2001 768 Справочник

стр.246-251 в оригинале

http://velikvoy.narod.ru/vooruzhenie/vooruzhcccp/aviabomb/fugas/fugas100kg.htm


В 1940 г. еще в ходе этой войны отечественная снаряжательная промышленность начала испытывать большие трудности с нехваткой тротила - устаревшая производственная база не могла увеличить выпуск. Кроме того, боевые действия сильно истощили неприкосновенный запас авиабомб, созданный на особый период, и он требовал пополнения. В связи с этим СНК СССР постановил фугасные и осколочно-фугасные авиабомбы калибрами до 500 кг снаряжать суррогатированными ВВ по технологии военного времени.

ФАБ-100св чертежа 3-554 снаряжали сухой смесью аммотола методом шнекования через втулку головного запального стакана. Для успешного осуществления этой операции диаметр отверстия в головной части авиабомбы оказался мал, а недостаточная плотность боевого заряда несколько снижала эффективность боеприпаса. Для устранения этого недостатка в ГСКБ-47 снова изменили конструкцию ФАБ-100св. Между тем опытная партия этих боеприпасов прошла испытания на полигонах «Мраморная балка» и «Ак-Мечеть» еще в 1939 г. при сбрасывании с самолетов СБ и ДБ-3 в горизонтальном полете со скоростью 300 км/ч. Бомбометание с высоты 2000 м продемонстрировало более высокую прочность корпусов модернизированных боеприпасов по сравнению со штатными. При их сбрасывании с высоты 3000 м показатели прочности были одинаковы. По стойкости ВВ и фугасному действию бомбы опытной партии также не уступали образцам, состоящим на вооружении.

В итоге модернизированные авиабомбы признали выдержавшими полигонные испытания, а ГУАС ВВС наряду с ФАБ-100св чертежа 3-554 утвердило на вооружение и ФАБ-100М чертежа 3-0766, присвоив ей индекс 7-Ф-314 для изготовления опытно-серийной партии.

Буквально за считанные недели до начала Великой Отечественной войны СНК СССР обязал конструкторское бюро КБ-35 НКБ модернизировать корпуса ФАБ-100М, чтобы повысить их прочность и уменьшив себестоимость. Первое выполнили за счет более качественных сварных швов, второе - заменив бугель подвесной системы ушком, установленным в корпусе авиабомбы на резьбе. Полигонные испытания боеприпасов новой модели прошли успешно, однако авиационное Управление опытного строительства отклонило документы на их утверждение. Дело в том, что недавно принятые на вооружение пикирующие бомбардировщики Пе-2 имели иные размеры бомбового отсека и на внутрифюзеляжных держателях Дер-21-100 авиабомбы ФАБ-100М измененных габаритов с головными взрывателями размещались нерационально.

При доработке чертежей КБ-35 НКБ в московском филиале ГСКБ-47 эту проблему решили довольно оригинально - установив в 50 мм от основного (в центре тяжести) дополнительное гнездо для подвесного ушка. В декабре 1941 г. ФАБ-100М чертежа 3-01079 прошла полигонные испытания и в начале следующего года была принята на вооружение с тем же индексом. Это решение оказалось весьма своевременным, поскольку во второй половине 1942 г., после захвата противником регионов Донбасса и Криворожья, в стране возникла проблема со сталелитейными мощностями. Из-за этого пришлось полностью снять с производства ФАБ-100св и увеличить выпуск ФАБ-100М, для изготовления которых стального литья требовалось значительно меньше.

Дальнейшие изменения КБ-35 НКБ и ГСКБ-47 в конструкцию ФАБ-100М вносили уже по распоряжению Государственного Комитета Обороны. К 1942 г. нехватка твердых боевых взрывчатых веществ (в том числе суррогатированных) вынудила снаряжать авиабомбы промышленными и даже жидкими ВВ. Одно время в качестве этого использовали оксиликвит. Технология изготовления корпусов под такое снаряжение требовала применения некоторых приемов, используемых в производстве химических авиабомб, поскольку жидкие ВВ отличались текучестью большей, чем у воды, и требовали большей герметичности. По требованию ГКО корпуса авиабомб ФАБ-100М, предназначенных для жидкого и твердого снаряжения, в максимальной степени унифицировали.

Наиболее удачным оказался проект ГСКБ-47, разработанный на основе авиабомбы чертежа 3-01079. Ее конструкцию дополнили головной переходной втулкой, а толщину головной части корпуса и дна уменьшили. Кроме того, головной и донный запальный стаканы выполнили полностью взаимозаменяемыми, а стабилизатор - сборным и приваренным непосредственно к корпусу боеприпаса. Правда, подвесное ушко на резьбе снова уступило место бугелю - оно не способствовало улучшению герметичности. Габариты бомбы остались прежними, а центр тяжести сместился на 10 мм ближе к головному срезу, что только улучшило размещение боеприпасов на замках внутри фюзеляжа. После изготовления опытной партии боеприпасов прошли их контрольные испытания по сокращенной программе.

В 1942 г. Научно-техническим журналом ВВС авиабомбу ФАБ-100М чертежа 3-01178 утвердили на вооружении, присвоив ей индекс 7-Ф-304, а выпуск ФАБ-100М чертежа 3-01079 прекратили. Следует отметить, что об авиабомбах «оксиликвитного» снаряжания в строевых частях отзывались отрицательно. И дело даже не в том, что они уступали штатным прототипам по фугасности. Как раз по этому показателю боеприпасы не вызывали нареканий. Просто окончательное снаряжание таких авиабомб проходило непосредственно на аэродромах перед вылетом. И если заполнить боеприпас древесными опилками не составляло проблемы в глубоком тылу, то заливать кислород через воронки и в меховых рукавицах приходилось уже на фронте.

После отработки технологии производства этих авиабомб с Ковровского машиностроительного завода НКПС поступило предложение изменить их конструкцию. Дело в том, что из предвоенных запасов на предприятии скопилось большое количество штампованных задних конусов для химических авиабомб того же калибра, изготовление которых было остановлено до особого распоряжения. От аналогичной детали фугасных авиабомб их незначительно отличал только угол конусности. В условиях военного времени хранить такой запас без надлежащего применения было неслыханной роскошью, а использование технологии их изготовления снижало себестоимость ФАБ-100М. Кроме того, чтобы окончательно исключить из конструкции последнюю литую деталь, заводчане предложили штамповать из листовой стали и головные части бомб.

На заводе довольно быстро изготовили опытную партию в 60 шт. боеприпасов. Их испытания дали удовлетворительные результаты, и в 1943 г., учитывая, что конструктивные новшества не повлияли на боевые и баллистические качества авиабомб, ФАБ-100М чертежа 3-01270 приняли на вооружение под тем же индексом. А ФАБ-100М чертежа 3-01178 с производства сняли. Новые боеприпасы также снаряжали твердыми и жидкими ВВ. Для этого на заводах пришлось узаконить испытание на герметичность запальных стаканов и корпусов авиабомб.

100-килограммовые «фугаски», в отличие от ФАБ калибром 50 кг, имели два запальных стакана - для головного и донного в3рывателей. Между тем оба их задействовали только при использовании авиабомб, снаряженных жидкими ВВ.


Пропущено на сайте:

Следует отметить, что об авиабомбах "оксилинового" сняряжения в строевых частях отзывались отрицательно. И дело даже не в том, что они уступали штатным прототипам по фугасности. Как раз по этому показателю боеприпасы не вызывали нареканий. Просто окончательное снаряжение таких авиабомб проходило непосредственно на аэродромах перед вылетом. И если заполнить боеприпас древесными опилками не составляло проблемы и в глубоком тылу, то заливать кислород через воронки и в меховых рукавицах приходилось уже на фронте.

можно конечно посмотреть спиз...женное,


Широкорад Александр Борисович Вооружение советской авиации. 1941-1991 Профессионал Мн Харвест 2004 736 Исследование

такого текста не найдете, а чертежи, хоть и паршивого качества, но есть стр. 221-227

но у того же Широкорада в другой книге
Широкорад Александр Борисович История авиационного вооружения. Краткий очерк. Библиотека военной истории Мн Харвест 1999 560 Справочник

стр. 470
Для этой цели использовали железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ. Их набивали смесью мха и древесного угля...
Снаряженные таким образом бомбы сохраняли взрывчатые свойства в течении 3-4 часов. Было снаряжено и сброшено около 500 авиабомб. Работы по применению были прекращены, когда немецке войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.