От signoff Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.11.2003 10:33:34 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

Ил-2Т

В продолжение беседы
https://vif2ne.su/nvi/forum/2/archive/34/34992.htm
Ниже привожу мнение на эту тему Мирослава Морозова, автора в т.ч. статьи "Топи их всех?!.." Сорри за возможные неточности в выделении исходных цитат из форума (ниже приведены в качестве вопросов Мирославу) - за недостатком времени просто скопировал переписку из своего мыла.

ZR>Вспомнилось, как несколько раз "похоронили" идею существования такого самолета.
ZR>Основные аргументы:
ZR>1) следов такого самолета в архивах нет
ZR>2) следов расходования авиаторпед нет и ваще был голод на торпеды
ZR>3) нашумевшая статья в "АвиО" - есть подложная фальшивка.

----------
ZR>- Однако откуда то Шавров взял информацию для своего "кирпича"? ИМХО индекс "Т" могли придумать потом, задним числом, поэтому самолета Ил-2Т в архивах и не будет.
Я читал Шаврова и вполне готов согласится, что испытания Ил-2 с
торпедой ему не примерещились. Ну и что из этого? Есть масса
фотографий "штуки" с торпедой или "фоке-вульфа", но от этого они не
стали торпедоносцами.

ZR>Тут и возникает вопрос - а как обозначались в документах Ил-2 с самопальными стрелковыми установками и самостийно переделанные в двухместные? Предполагаю, что никто никаких изменений, например, в формуляр самолета не писал и тоже самое было с "Ил-2Т".
Дооборудование самолета торпедным мостом это совсем другое, чем
стрелковые установки. Во-первых, в мастерских оружейников штурмовых
авиаполков лишние торпедные мосты не валались. Во-вторых, даже если бы
кто-то задался целью и выменял такой мост вместе со всем
электрооборудованием и заодно торпедным прицелом у коллег из
минно-торпедного полка снабжать такой самолет торпедами никто бы не
стал. При каждом минно-торпедном полке существовала торпедная партия
от торпедного склада. Склад этот был структурой не ВВСовской, а чисто
флотской, таким образом, чтобы в полк или его подразделение регулярно
подавались торпеды должно быть соответствующее распоряжение. И третье,
самое главное: зачем нужна была подобная головная боль самим летчикам
или командованию части, чтобы заниматься такими экспериментами в
иннициативном порядке. Зачем в иннициативном порядке оборудуются
дополнительные стрелковые точки понятно, но зачем торпеды? Меньше
удивления вызвали бы подвески крупных бомб под истребители, но
почему-то этого никто не делал.

ZR>- Торпеды. Перечитал я эту статью - не говорится там "в лоб", что модернизированные "Ил-2Т" воевали именно в ТОРПЕДОНОСНОЙ конфигурации. Опять-таки из области предположений - доработали самолеты во флотских мастерских (конструктивную возможность такой доработки как раз вроде никто не опровергал); полетали на полигон с учебными торпедами, покидали их...А дальше - или действительно дюфицит на боевые торпеды жюткий, или не смогли/не успели отработать нормальную методику сброса (сочетание высоты/скорости и т.д.). Короче, "доработали самолеты назад", т.е. вернули им снятое вооружение и бомбодержатели и воевали экс-торпедоносцы как обычные штурмовики. Вот такой расклад.
А кто и когда бы летал на таких самолетах? Летчики НИИ ВВС -так они,
возможно, и так летали. Летчики боевых полков? Но у них и так было чем
заняться. Кроме того, чтобы летать на торпедоносце нужно отработать
соответствующий курс подготовки, а не просто кидать торпеды на
полигоне. Боевые торпеды для боевой подготовки кидать слишком дорого.
Обычно кидают торпеды с практическими зарядными отделениями. Эти
торпеды имеют положительную плавучесть и после сбрасывания
вылавливаются торпедоловом. Т.е. торпедный полигон оборудуется не
далеко от метса базирования части, но все-таки он должен
функционировать в спокойной обстановке. Полигон ВВС СФ был рядом со
входом в Кольский залив, ВВС КБФ - на Ладожском озере, ВВС ЧФ где-то в
районе Туапсе. 23-й ошап, о котором говорилось в известной статье с
октября 1943 г. базировался в Скадовске, что в Северной Таврии. После
освобождения Одессы, он базировался там. Никакого полигона там
оборудовать было невозможно, хотя бы только по тому, что траление в
районе Одессы закончилось только в конце 1944 - начале 1945 гг.

В заключение добавлю, что действовавший на Черном море до конца апреля
36-й мтап имель лищь одну эскадрилью, подготовленную в качестве
торпедоносцев. После его убытия на Север на его место в состав
минно-торпедной дивизии был включен 13-й гвардейский
дальнебомбардировочный полк (бывший 119-й морской разведывательный).
Его летчики пересели с МБРов на "Бостоны" и прошли подготовку в
качестве топмачтовиков. Лишь в июле 1944 г. одна из эскадрилий полка была
переквалифицирована в минно-торпедную и оборудована мостами. К чему
это я? Да все к тому же: у командования ВВС ВМФ и ВВС ЧФ была
возможность при желании иметь гораздо больше торпедоносцев без
привлечения Ил-2. Для Черноморского театра с его спецификой больше
были нужны как раз таки штурмовики, а не торпедоносцы!

Best regards,
Miroslav