От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К Bear Ответить по почте
Дата 20.10.2003 03:39:08 Найти в дереве
Рубрики Авиатехника; Моделизм; 1936-1945 гг.; 1945-1991; Версия для печати

Re: Применение FW-200...

Вот глава из другой статьи, тоже большой (9 стр)
Жаль про секретные операции в Калмыкии ничего нет

-----------------------------------------------------------------------
«Крылья Родины» 1.2003
Николай СОЙКО
ПОЛЕТ «КОНДОРА»
О многоцелевом самолете «Фокке-Вульф» FW-200

Приключения "Кондоров" в России
В полдень 23 августа 1939-го командир правительственной эскадрильи - обер-фюрер СС Г.Баур посадил личный самолет Гитлера Тренцмарк" на Центральном аэродроме в Москве. На его борту находился министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп. В тот же день состоялись переговоры между советским руководством и немецкой делегацией, в результате которых поздно вечером в был подписан "Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом". После чего тем же маршрутом "Кондор" в сине-белой раскраске "Дойче Люфтганзы" вернулся в Берлин. Так состоялась премьера "Кондора" в советском небе...
23 ноября 1942-го в ходе операции "Уран" наступавшие советские войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились восточнее г.Калач, окружив группировку гитлеровцев под командованием фельдмаршала Паулюса. После этого шесть советских армий получили возможность наступать в общем направлении на Сталинград, все туже сжимая внутреннее кольцо окружения.
К 30 ноября советские войска сократили более чем вдвое территорию, занятую окруженным противником. Одновременно подвижные части советских войск образовали внешний фронт окружения.
Немецкое командование предприняло чрезвычайные меры по снабжению своих окруженных войск продовольствием, боеприпасами, горючим и медикаментами воздушным путем. Для этого использовали все, чем располагала в тот момент Германия: лучшие транспортные и бомбардировочные эскадры, самолеты гражданского флота, опытные образцы машин авиационных заводов и авиаотряд связи Гитлера.
На Восточный фронт направили даже два новых 11-местных комфортных салона FW 200C-4/U-1 HFW200C-4/U-2, построенных в 1942-м для руководства Третьего рейха.
В январе 1943-го 10 FW 200 1 -и и 3-й эскадрилий, а также 11 машин из IV./KG40 из Бордо-Мериньяка перебросили на аэродром Сталине (ныне Донецк). Они вошли в состав 200-й группы особого назначения KGrzbV200. В феврале группа перебазировалась в Запорожье и летала в "Сталинградский котел" на аэродромы Гумрак и Питомник.
Кроме транспортных задач, экипажи "Кондоров" использовали свой богатый боевой опыт для уничтожения железнодорожных эшелонов в советском тылу. Эти полеты проводились часто в сложных метеоусловиях при мощном противодействии авиации 8-й и 17-й воздушных армий советских ВВС.
Уничтожение фашистских транспортных самолетов в воздухе и на земле советское авиационное командование отнесло к приоритетным задачам.
В ходе операций на Восточном фронте KGrzbV200 потеряла девять FW 200. Два из них, брошенные экипажами на аэродромах, достались советским войскам в качестве трофеев: на аэродроме Гумрак в январе 1943-го обнаружили FW 200C-3/U-2 и на аэродроме Питомник в феврале - "Кондор" из 12-й эскадрильи IV-й группы (бортовой код F8+OW).

После ремонта FW 200C-3/U-2 перегнали в НИИ ВВС, где его испытали летом 1943-го. По отзывам советских специалистов, самолет не обладал необходимыми для современного бомбардировщика характеристиками. Его скорость и потолок малы. Значительное увеличение полетного веса в результате установки вооружения, брони и дополнительных бензобаков не позволило улучшить летные данные машины, несмотря на некоторое повышение мощности моторов...
На взлете самолет имел тенденцию к левому развороту. Для парирования разворота приходится пользоваться моторами, так как ног не хватает. Отрыв происходил на скорости 159 км/ч...
Самолет быстро набирал скорость и легко управлялся. В полете он хорошо балансировался и шел с брошенным управлением руля направления. При эволюциях нагрузки на рулях - значительны.
Планировал самолет устойчиво. С полностью выпущенными щитками скорость планирования (в зависимости от полетного веса) составляла 200 -180 км/ ч. При выравнивании самолет не имел тенденции куда-либо сваливаться. Посадка проста. Пробег при пользовании тормозами незначителен и прямолинеен. Пустой самолет не всегда удавалось посадить на три точки.
Несмотря на большие размеры самолета, экипаж в передней части фюзеляжа размещен тесно, что несколько затрудняет его работу в полете, особенно (...) штурмана-бомбардира.
Обзор из кабины хороший. Обзор назад для пилотов отсутствовал. Приборы, установленные в кабине, обеспечивали полеты днем и ночью и в плохих метеорологических условиях. Очень утомительно электрическое управление винтами, так как при изменении скорости (...) приходилось затяжелять или облегчать винты.
Управление триммером руля высоты расположено на левой штурвальной колонке. Летчик мог управлять триммером, не отрываясь от штурвала. Управление триммером элеронов также расположено на штурвале. Штурвал триммера руля направления находится на общей колонке управления. Отклонение триммеров контролируется по указателям.
По технике пилотирования FW 200С-3 следовало отнести к самолетам средней трудности.
Специалисты НИИ ВВС отметили неудовлетворительную бронезащиту машины: "... Система бронирования выполнена неудовлетворительно, особенно у заднего верхнего стрелка. Сзади по полету голова и ноги стрелка открыты. Второй пилот, штурман-бомбардир, стрелок-радист, бортмеханик и стрелок бортовых пулеметов броневой защиты не имеют.
Наиболее уязвимы из лиц экипажа на самолете являются задние стрелки при атаках сверху сбоку из задней полусферы. Броня, без учета работы конструкции, рассчитана на защиту от пуль калибра 7,92 мм с дистанции более 100 м. Кроме экипажа, легкоуязвимыми местами на самолете являются моторы и бензобаки, а также маслосистема".
После окончания войны пришло время осваивать завоеванные трофеи. Наиболее интересные и современные опытные машины изучались в советских НИИ, а серийные трофейные транспортные машины направлялись для эксплуатации в различные ведомства, тем более что за годы войны они накопили необходимый опыт для эксплуатации такой техники.
В 1946-м из Германии на подмосковный аэродром Полярной авиации Захарково перегнали два "Кондора". Машины получили бортовые номера Н-400 и Н-401. На Н-400 летал экипаж М.А.Титлова. В конце года Н-400 разбился при вынужденной посадке в губе Байдарацкой из-за отказа двух моторов во время выполнения рейса Хатанга-Игарка-Москва. Н-401 эксплуатировался тоже недолго.
В 1948 г. в Полярную авиацию передали FW 200 (заводской №0199), доработанный, видимо, московским авиазаводом №23 и получивший индекс Н-500. После ремонта в марте 1950-го на машину установили четыре мотора АШ-62ИР.
Служба этого гиганта оказалась непродолжительной. В феврале 1950-го на аэродроме Захарково машина упала с козлов при проверке работы шасси на земле, повредив маслорадиаторы двигателей.
Два месяца спустя во время посадки "Кондора" при ветре 5 м/с под углом 70-75° к ВПП в Якутске пилот Ф.А. Шатров из Московской авиагруппы особого назначения не справился с управлением и выкатился за пределы посадочной полосы.
При этом разрушилось сначала левое колесо, а затем сложилась ферма левой опоры шасси. Самолет с работающими моторами упал на крыло. К этому времени машина налетала 318 часов 40 минут, из них 183 часа 23 минуты в СССР. Повреждения «Кондора» оказались столь значительны, что из-за отсутствия запасных частей его не стали восстанавливать. Этим полетом, вероятнее всего, и закончилась эксплуатация лайнера Курта Танка и не только в нашей стране.

FW 200C-3/U-2 на аэродроме НИИ ВВС. 1943 год.