От Василий Т. Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.09.2006 08:20:42 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Возможно, кому-нибудь покажется интересным... (+)


...Небольшой аэродром, окаймленный с запада и юга автострадами. Летное поле размером с несколько футбольных полей, практически полностью засеянное зеленой травой. За автострадой, находящейся на южной стороне, видны деревья на берегу большой реки. Несколько легкомоторных самолетов прямо на траве. Пара ангаров. Один из них с надписью «Army Air Corp. Pearson Field». Два небольших здания на северной окраине. Между зданиями - стела. На стеле рисунок самолета, пролетающего над Северным полюсом. И надпись:

«THE SOVIET TRANSPOLAR FLIGHT OF 1937.
Near this place at Person Airfield on June 20th, 1937 three soviet aviators completed the first non-stop flight from the U.S.S.R. to the U.S.A.
Command pilot Valeri Chkalov, co-pilot Georgi Baidukov and navigator, Alexander Belyakov, completed the Moscow to Vancouver flight in 63 hours 16 minutes covering 5.288 nautical miles.
The plaques above and the reverse side were cast in the Soviet Union and presented to Vancouver by the soviet people to commemorate the event.
This memorial was dedicated on June 20, 1975»

Над чеканкой и надписью эмблема «Fiftieth anniversary commemoration. Trans-Polar flight. 1937. June. 1987».

С обратной стороны стелы две таблички, одна на русском, вторая на английском - с одинаковой надписью:

«Блестящая победа советской авиации.
Вчера в 19 час. 30 мин. по московскому времени самолет «АНТ-25» совершил посадку на аэродроме Баракс близ Портланда (штат Вашингтон).
Успешно завершен геройский безпосадочный перелет Москва - Северный полюс - Соединенные Штаты Америки.
(«Правда», 21 июня 1937 г.)
* * *
Герои Советского Союза Чкалов, Байдуков и Беляков впервые в истории проложили воздушный путь из Европы в Америку через полюс.
(«Известия», 21 июня 1937 г.)»

Вокруг стелы на земле вмонтированы таблички с именами людей, которые принимали активное участие в сооружении памятного знака....

...Одно из зданий, возле которого находится стела, - музей аэродрома «Pearson Field», имеющего довольно богатую историю ранней авиации. Здесь совершали полеты одни из первых летательных аппаратов тяжелее воздуха. В межвоенный период здесь размещалось одно из первых подразделений ВВС США. Отсюда в 1923 году был совершен первый безостановочный трансконтинентальный перелет. И именно здесь завершился беспосадочный перелет Чкалова, Байдукова и Белякова.
Сам музей достаточно невелик - размер его основного зала чуть больше школьного спортзала, но в нем хранится достаточно много самолетов 1910-1930 гг., их макетов, а также несколько сверхмалых самолетов. На стенах - стенды, рассказывающие об истории аэродрома.
Два стенда посвящены Чкалову, Байдукову и Белякову. Чтобы было видно издалека, над ними размещен транспорант с надписью «Русский трансполярный перелет».
На первом стенде - краткое описание их полета, схематический рисунок северного полушария с нанесенным на нем маршрутом полета, фотографии летного поля сверху с находящимся на нем «АНТ-25», самих героев полета у самолета, самого самолета сразу же после приземления, копия заполненной Беляковым полетной книги, раскрытой на на последней странице с надписью «16.20 Посадка в Ванкувере. Всего были в воздухе 63 часа 16 минут. Израсходовано горючего 7933 литра», навигационные инструменты Белякова, фотографии кокпита «АНТ-25» и Чкалова в пилотском кресле.
На правой стороне стенда экран телевизора, по которому непрерывно показывают хронику и кадры из фильма «Чкалов», относящиеся непосредственно к трансполярному перелету и встрече героев в Америке и в Москве.
На втором стенде слева - описание приема гостей в Ванкувере сразу же после прилета, информация о начальнике авиабазы, который принимал у себя гостей, несколько слов о Чкалове, защитные очки, которые он использовал во время перелета, а также фотографии в летной форме и в кругу семьи после возвращения, фотография Сталина, несущего гроб с Чкаловым после трагической гибели последнего.
Правая часть второго стенда озаглавлена «Дальнейшие взаимоотношения». На ней размещены фотография Белякова и Байдукова с группой наших космонавтов на фоне стелы во время одного из ежегодных визитов (обычно они проходят 20 июня), конверты с марками в честь 40-го и 50-го юбилеев перелета, фотография Белякова, Байдукова и сына Чкалова с президентом Фордом, фотография членов экипажа в 1975 году на церемонии открытия стелы.
Недалеко от стендов находится небольшая экспозиция «Россия помнит» с подарками семей членов экипажа - модель самолета «АНТ-25» с надписью «Сталинский маршрут», навигационные инструменты и очки, коробка сигарет с надписью «Восстановлено по образцу 1937 года. Этой маркой папирос пользовался экипаж В.П. Чкалова при перелета Москва - Северный полюс - Портленд, США» и рисунком маршрута перелета на верхней крышке коробки, коллекция значков туполевских самолетов с «АНТ-25» в их числе, подарочные сувениры в честь перелета, капсула с землей с родины Чкалова, чкаловская медаль Героя Советского Союза (так в подписи, но это ошибка, т.к. на лицевой стороне медали, между лучами, находится изображение «АНТ-25», летящего над полюсом), часы Байдукова...

P.S. Из календаря мероприятий музея Пирсона на 2006 год:
«14 октября. Блоготворительное мероприятие Чкаловского Комитета по культурному обмену к достойной встрече 70-й годовщины первого трансполярного перелета, который завершился посадкой на летном поле Пирсона 20 июня 1937 года.»