22 июня, на территории нашей страны будет отмечаться День Памяти и Скорби. Ровно 68-м лет назад, началась самая страшная война, объявленная на территории Советского Союза, как – Великая Отечественная.
Ленинградская область является одним из самых больших регионов Российской Федерации, где велись боевые действия в годы Великой Отечественной войны. На территории области погибло более трех миллионов советских солдат и офицеров. Уже более двадцати лет в Ленинградской области проводятся крупномасштабные поисковые мероприятия с целью поиска и захоронения непогребенных останков погибших воинов. Каждый год на воинских мемориалах обретают свой последний покой останки тысяч солдат, не вернувшихся с войны.
21 июня 2009 года на воинском мемориале в урочище Липовик Киришского муниципального района состоится торжественно-траурная церемония захоронения двух летчиков – экипажа советского штурмовика Ил-2, погибших в годы Великой Отечественной войны. На церемонии будут присутствовать родные и близкие погибших, которые были разысканы поисковиками в городе Томске и городе Дзержинске Нижегородской области. Начало мероприятия в 11.00.
О месте падения самолета в районе урочища Березовик, киришские поисковики слышали давно, но ни кто из местных жителей не мог точно указать координаты этого места. И вот весной 2009 года, во время проведения поисковой экспедиции в этом районе, бойцами поискового отряда «Аверс» (город Кириши, руководитель Владимир Васильевич Чернышев) место падения самолета было найдено. Большая воронка, заполненная водой, да рядом разбросанные от страшного взрыва искореженные обломки дюраля и брони, наполовину уже вросшие в землю – такая картина предстала перед глазами поисковиков. По обломкам сразу удалось, установит тип самолета, им оказался прославленный советский штурмовик Ил-2. Подготовив необходимое оборудование и оснащение, поисковики приступили к подъему обломков самолета. 6 мая 2009 года стал решающим днем экспедиции. На поверхность удалось извлечь хорошо сохранившиеся тела летчика и воздушного стрелка самолета. Болотистая почва и остатки авиационного топлива сыграли роль консерванта, поэтому, когда останки погибших уже находились на краю воронки, среди их одежды удалось обнаружить документы обоих воинов.
Удостоверение личности офицера было выдано на имя лейтенанта Николая Товарного, а красноармейская книжка принадлежала младшему сержанту Ивану Дмитриеву.
По документам Центрального Архива Министерства Обороны Российской Федерации стало известно, что 9 октября 1943 года самолет Ил-2 из состава 448-го штурмового авиаполка 281-й штурмовой авиадивизии при нанесении бомбоштурмового удара по отступающим немецким войскам был сбит огнем зенитной артиллерии противника. В донесении говорилось, что подбитый самолет упал 500 м восточнее деревни Жары и при ударе о землю взорвался. В экипаж погибшего штурмовика входили:
- командир звена, лейтенант Товарнов Николай Иванович, 1921 г.р., уроженец: РСФСР Горьковская область Вачский район дер. Медоварцево, сестра Товарнова Таисия Ивановна, кадровый;
- воздушный стрелок-радист, младший сержант Дмитриев Иван Васильевич, 1918 г.р., уроженец: РСФСР Новосибирская область Ленинский район, Толстовский участок, жена Дмитриева Анна Кузьминична, проживала: РСФСР Кемеровская область город Ленинск-Кузнецк, Береговая ул., д.42, мобилизован Ленинск-Кузнецким РВК Кемеровской области.
С помощью коллег на поисковых сайтах в сети Интернет - Soldat.ru и Trizna.ru, удалось, буквально в считанные дни разыскать внучатую племянницу Николая Ивановича Товарнова – Наталью Каленик, которая сейчас проживает в городе Дзержинске Нижегородской области. В городе Томске удалось найти вдову Ивана Васильевича Дмитриева – Анну Кузьминичну Дмитриеву с сыном Юрием Ивановичем.
Решением администрации Киришского муниципального района Ленинградской области родные и близкие погибших летчиков приглашены на церемонию захоронения, а расходы на проезд, проживание и питание гостей берет на себя администрация района.
После торжественного погребения останков воинов на их могиле будет открыт памятник, на котором будут увековечены имена погибших. Затем, родные и близкие лейтенанта Товарнова и младшего сержанта Дмитриева, вместе с поисковиками, посетят место гибели самолета, где возложат цветы на обломки штурмовика Ил-2, на котором погибли их родственники. Поисковики в торжественной обстановке передадут на вечное хранение личные вещи и документы погибших их родным и близким.
22 июня 2009 года на воинском захоронении в поселке Марьино (город Кировск, Кировского муниципального района Ленинградской области) также пройдет торжественно-траурная церемония захоронения. В этот день будут похоронены останки трех экипажей советских самолетов. В мероприятии примут участие ветераны и молодежь Ленинградской области, военнослужащие местного гарнизона, служители церкви.
Начало церемонии в 13.00. Воинская площадка на Марьинском гражданском кладбище.
В историях установления личностей погибших летчиков бывают разные обстоятельства. Большинство имен погибших удается установить по обнаруженным на месте падения самолета номерам. Заводские номера самолета и мотора дублировались на различных деталях и конструкциях. Это было вызвано в первую очередь конечно не желанием оставить потомкам последнею ниточку к судьбе летчика, а технологическим процессом сборки и ремонта самолета и мотора. Иногда имя пилота удается установить благодаря сохранившимся документам, которые поисковики находят при останках. Но такие случаи очень редки, ведь места падения самолетов за послевоенные годы не раз подвергались разграблениям; кроме металлолома, целью раскопок местных жителей часто было личное оружие пилотов. Иногда удается установить личность погибшего по обнаруженным номерным наградам - металл лучше сохраняется в агрессивной почве, чем бумага. И совсем редко бывают случаи установления экипажа самолета по личным вещам погибших, на которых владельцы оставляли различные надписи, говорящие о себе.
В марте 2008 года в районе станции Мга поисковиками из отряда «Мга» было обнаружено место падения советского самолета. По бронированным обломкам, разбросанным вокруг воронки, удалось установить тип самолета, им оказался штурмовик Ил-2. В воронке и рядом с ней были обнаружены разбросанные взрывом останки погибшего экипажа. К сожалению, документы погибших не сохранились. Найти номерные детали самолета также не удалось. Среди обнаруженной амуниции летчиков внимание поисковиков привлек лингафон. Очистив от глины, поисковики смогли прочитать выцарапанную на нем надпись: «…Умнов Мих.А…». Этого было достаточно, чтобы установить личности погибшего экипажа. В компьютерной базе данных, составленной на основании архивных документов, поисковики сразу нашли интересующие сведения: младший лейтенант Умнов Михаил Александрович, 1922 г.р., летчик 999-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 13 ВА. Уроженец: РСФСР Горьковская область город Арзамас, отец Умнов Александр Андреевич проживал по адресу: РСФСР город Киров улица Карла Маркса д.40 кв.3 Мобилизован Сталинским РВК города Кирова.
Не вернулся с боевого вылета, сбит в районе Синявино 26 июля 1943 года. В экипаж самолета Ил-2, который пилотировал младший лейтенант Умнов, входил воздушный стрелок сержант Ухмылин Александр Васильевич, 1919 г.р., уроженец: РСФСР Тамбовская область Ракшинский район село Отровка. Отец Ухмылин Василий Афанасьевич проживал по месту рождения учтенного. Мобилизован Комсомольским РВК Хабаровского края.
На сегодняшний день поисковикам удалось найти родственников Александра Ухмылина, которые проживают в городе Тамбове, а вот родные летчика Михаила Умнова пока не откликнулись на наше сообщение.
Останки второго экипажа с самолета бомбардировщика Пе-2, которые будет захоронены в этот день, были обнаружены в районе станции 6 километр ж/д ветки Мга-Невдубстрой, в урочище Келколово. Сначала, поисковиками из объединения «Северо-Запад» было обнаружено место падения самолета и частичные останки одного члена экипажа. Установлен номер одного из моторов самолета: М-105 № 24-247... Затем к поисковым работам подключился поисковый отряд «Поиск» из города Омска (руководитель Кудря Галина Григорьевна). В результате проведенных работ были обнаружены останки экипажа самолета.
По проведенной исследовательской работе в Центральном Архиве Министерства Обороны было установлено:
- самолет Пе-2 (заводской номер № 8\150) с моторами М-105ра (заводские номера №\№ ск 24-2473 и р 125-436) из состава 140-го бомбардировочного авиаполка 276-й бомбардировочной авиадивизии 13 ВА не вернулся с боевого задания 22 июля 1943 года, в составе экипажа:
- летчик старший, младший лейтенант Жуков Павел Иванович, 1916 г.р., уроженец: РСФСР Воронежская область Семилукский район дер. Подклеенное, мать Мария Александровна, кадровый;
- штурман самолета, младший лейтенант Толда Василий Григорьевич, уроженец: УССР Кировоградская область Хмелевский район село Гладоссы, отец Григорий Петрович, кадровый.
- воздушный стрелок-радист, старшина Звездин Федор Александрович, 1915 г.р., уроженец: РСФСР Челябинская область город Миасс, Мельничная ул., д.48, отец Александр Иванович, призван из запаса Миасским РВК.
По обстоятельства потери данного экипажа, в архивных документах говорилось: «…22 июля 1943 года в 7.20 на высоте 1500 метров восточнее 1,5 км Келколово на боевом курсе, до сбрасывая бомб, прямым попаданием снаряда ЗА в хвостовое оперение был сбит. Самолет разбит, полет происходил в составе четверки…».
К сожалению, имена членов экипажа дальнего бомбардировщика Ил-4, чьи останки были обнаружены в обломках самолета в районе станции Горы Кировского района Ленинградской области остаются пока неизвестными. При обследовании места падения самолета было установлено, что это место подверглось полному разграблению на металлолом. В результате проведенной работе совместно с курсантами ВИКА им. А.Ф. Можайского (поисковый отряд «Космос», под руководством полковника Сергея Ивановича Панина) на месте падения самолета были обнаружены: частичные останки экипажа, фрагменты шлемофонов, парашютов и офицерских ремней, гильзы от пулемета УБТК, датированные 1942 годом, гильзы от ракетницы, датированные 1943 годом. На фрагментах одного из разбитых поршней мотора поисковикам удалось частично прочесть один из номеров моторов, по которому сейчас ведется исследовательская работа.
Эти находки позволили предположить, что данный самолет принадлежал Авиации Дальнего Действия и погиб предположительно в июле-августе 1943 года.
По архивным данным в районе станции Мга действовали полки 36-й и 48-й авиадивизий АДД на самолетах Ил-4.